Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Жертва

Жертва — 1) архаическая форма предметно-символического обмена; 2) понятие христианской этики; 3) элемент картины мира Достоевского и существующая философема философии жизни.

В первом значении образ жертвы возникает в разговорах героев о космодицее, в эпизодах онтологического бунта против мироустройства, для блага которого «предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице» (14; 224); исследователи связывают этот мотив с фольклорными и масонскими стереотипами жертвы. Второй, этический контекст вписан в историю православной идеологии богообщения, дружбы, эроса как жертвенных по преимуществу. Персонология Достоевского призывает к отречению от «я» в обмен на обретение Собора духовных сотрапезников в истине: «Это — быть властелином и хозяином даже для себя самого, своего я, пожертвовать этим я, отдать его — всем. В этой идее есть нечто неотразимо прекрасное, сладостное, неизбежное и даже необъяснимое» (20; 193 — курсив Достоевского — Прим. ред.). Жертва как искупление греха через страдание есть идеал, «исполнение закона», чтобы сохранилось «равновесие земное» (20; 175). На фоне революционно-демократической идеологии жертвенного заклания целых поколений ради будущего благоденствия потомков (см. некрасовское «Умрешь недаром... Дело прочно, Когда под ним струится кровь» — «Поэт и Гражданин», 1856), Достоевский счел необходимым разделить жреца и жертву: «Только то и крепко, подо что кровь течет». «Только забыли, негодяи, что крепко-то оказывается не у тех, которые кровь прольют, а у тех, чью кровь прольют. Вот он — закон крови на земле» (27; 46). Но у Достоевского есть и третья формула, в соответствии с которой обосновывается метафизическая необходимость жертвы, коль скоро дольний мир трагичен по сути и есть проекция горней мистерии богочеловеческого процесса в истории. Переживать мир как мистерию означает, что 1) действительность содержит сакральную телеологию (Голгофа); 2) в ее центре предположена искупительная жертва. Социальная метафизика через жертву спасаемого мира (метаистория) не находит прямых соответствий в плане актуальной реальности («в злобе дня»): «В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасенья. Этого нельзя, но высшая справедливость должна быть та. Логика событий действительных, текущих, злоба дня не та, что высшей идеально-отвлеченной справедливости, хотя эта идеальная справедливость и есть всегда и везде единственное начало жизни, дух жизни, жизнь жизни» (24; 137 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). В текстах с криминальной фабулой наблюдается мифологическая инверсия жреца и жертвы (например, Раскольников, Кириллов); палача-идеолога (Иван Карамазов) и исполнителя (Смердяков). Герой может расценивать жертвоприношение как заклание идеи («идею убил» в «Преступлении и наказании»), но реальность мстит герою далеко не метафизически социальной изоляцией, безумием и гибелью. Жертвенный эрос Достоевского имеет свой этически деформированный аналог в виде «любви к жертве» (в «Подростке»: «Мне кажется, жертву любят; по крайней мере, можно любить» — 13; 35). Комплекс «любви к жертве» определяет контексты таких произведений, как «Кроткая», «Сон смешного человека», «Записки из подполья». С другой стороны, жертвенное отстаивание подлинного православия перед всем миром Достоевский считал национальной чертой своего народа и исторической задачей России (24; 307—308). Как вероисповедальный термин и как элемент художественно-идеологической конструкции, жертва оказывается интегральным ядром космоса Достоевского, онтология которого развернута в рамках евангельской мистерии предвечной жертвенности.

Исупов К.Г.



Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.



Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все