Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Запах

Запах — одна из специфических характеристик предметного мира, связанная с чувством обоняния. В художественном произведении описание запаха является фрагментом системы изобразительных средств писателя. Важность этого фрагмента обеспечивается значимостью запаха в процессе восприятия субъектом окружающего мира. В художественной системе Достоевского описанию запаха отводится значительное место (хотя этот поэтический знак никогда не становится доминирующим элементом описания мира и функционирования в нем персонажа, как, например, в романе Г. Зюскинда «Парфюмер»). 3апахи в произведениях Достоевского, скорее, — дополнение к уже созданной писателем картине мира, воспринимаемого персонажем. Важная черта описания запахов в произведениях Достоевского — включенность его в субъективное переживание отдельного персонажа, отсутствие объективного описания запаха. Другая общая особенность таких описаний — «негативность» запаха (это чаще «зловоние», чем аромат, а если запах и приятен, то нередко контрастно оборачивается знамением дисгармонии и трагедии).


3апах в произведениях Достоевского выполняет функции знака (сигнификата): 1) знак окружающего мира (онтологическая характеристика: например, «вонь из распивочных» в «Преступлении и наказании»); 2) знак конкретного топоса (географическая характеристика: например, «запах стоячей воды Невы» как знак Петербурга — см. город; указание Ивана: «воздух лавром и лимоном пахнет» в главе «Великий инквизитор» — цитата из «Каменного гостя» Пушкина, четко отсылающая к Испании, родине инквизиции); 3) показатель внутреннего дисбаланса личности (знак психологической реакции: например, в «Преступлении и наказании» Раскольников выделяет именно «отрицательные» запахи Петербурга); 4) знак смерти, того света, иного мира (символическая характеристика: например, сильный запах нарциссов в последнем бреде Свидригайлова оказывается знаком обряда похорон; «дух» от тела убитой Настасьи Филипповны Рогожин собирается «перебить» «пукетами» цветов и т.п.). Кроме знаковой функции, описание запаха несет и более сложную нагрузку в тексте: например, именно запах становится символом испытания веры, искушения в эпизоде смерти старца Зосимы («старец провонял» — именно описание запаха организует сюжет испытания). Р.Г. Назиров отмечает, что Достоевский поднимает запах до символа в «Бобке» («нравственное зловоние»).

Загидуллина М.В.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все