Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Время

Время — 1) онтологическая категория и объект философской рефлексии; 2) эстетический параметр художественной картины мира.


В первом значении время осмысляется Достоевским сначала в контекстах становления (т.е. диалектически) и свершения (т.е. телеологически и эсхатологически), а затем в специальных акцентах почвеннической интуиции: время не столько дано как органичный модус бытия, сколько задано как проблема истории личности и качество самосознания. Достоевский более охотно принимает время как опыт самоанализа, самонаблюдения, психического самонапряжения и внутренних ориентаций «я», чем как физический параметр бытия.


Время как онтологическая категория, с точки зрения Достоевского, относительна (не без влияния неэвклидовых картин мира — ср. мысль Лобачевского, на которую Достоевский ссылается в «Записной книжке 1860—1862 гг.»: «На свете ничего не начинается и ничего не оканчивается» — 20; 152). Достоевский пытается соединить онтологию открытого бытия (в плане вечности) и евангельскую эсхатологию Иоанна Богослова (в плане истории), оставляя своим героям право на переживание времени в широком спектре его качеств (дискретность / недискретность, краткость / длительность, диффузность / вязкость, насыщенность / пустотность и т.д.).


Одним из первых в мировой художественно-философской практике Достоевский показал мировоззренческую мотивированность субъективного опыта переживания времени и способствовал тем самым дальнейшей релятивизации категории в научных картинах мира (А. Эйнштейн) и в искусстве модерна (Д. Джойс, М. Пруст, И. Стравинский, С. Дали). Осознание Достоевским феномена времени в аспектах трагической экзистенции определило трактовку этой категории в большинстве постклассических направлений мысли XX в. (персонализм, экзистенциализм, феноменология, философия жизни, философская антропология); тем самым именно творчество Достоевского и опиравшийся на него философско-религиозный ренессанс «серебряного века» завершили борьбу с позитивистской философией времени. С этого момента время оценивается как болезнь дольнего бытия и предмет рассудочной тревоги человека.


Со времен Канта стало очевидным, что время и пространство суть принципы выразительного оформления данных чувственного опыта, так что эстетический статус времени и его актуальность для художественной картины мира в дополнительных аргументах не нуждались. На этой основе реализуются функции времени во втором значении термина. Для героев Достоевского время есть время преодолеваемое: концептуально или «поступочно». В отношении к времени выражается этическая позиция героя: если «я» не принимает мир сплошь детерминированной жизни, оно либо тотально отрицает последнюю — суицидный бунт Ипполита в «Идиоте», либо целиком уходит из мира самоочевидных общих истин во внекаузальную реальность возможных миров («парадоксалисты»), либо творчески преодолевает время в личном поступке — в формах игры, эксперимента, усиленного припоминания на грани реального и ирреального. Овладение временем есть внутренняя задача самостоянья героя — отсюда его особое внимание к измененным формам сознания (припадок, бред, сон, греза), к альтернативной реальности воображения («мечтатели») и символическому опыту переживания вечности.


Аксиология вечного развернута Достоевским в рамках личной судьбы героя и при полном свете текущего дня: временное и метаисторическое пересекаются в пространстве самосознания героя. В разрывах и просветах физического мира становится возможным непосредственное видение истины, «когда перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия и рассудка и останавливаешься лишь на точках, о которых грезит сердце» (25; 110). Время быта насыщено смысловыми проекциями вечного; вечное предельно конкретизировано: в этой связи эксплуатируется поэтика фольклоризмамифологизма и символа. Чем выше градус временной абстракции, тем отчетливее контур образа (вплоть до избыточного натурализма). Событийный ритм прозы Достоевского почти не знает реально-временной темпоральности. Отвечая состоянию героя, время «лихорадочно» убыстрено: когда Раскольников поступком убийства «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего...» (6; 90), он «выпадает» из быта людей в объятья обеспамятевшего мира: «Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит: а другой раз — что все тот же день идет» (6; 92). Эскалация временного ритма, инверсия и параллелизм, сгущение и диффузия, ускорение и замедление становятся мерами бытия и поведения героя, превратившего внешнее обстояние в сценарии внутренней жизни. Соответственно, усложняется и ритм повествования; он приобретает черты музыкального контрапункта и симфонического универсализма — сложно сопряженного многоголосия, где реплика и ответ связаны не отношением последовательности, а общностью проблемного приоритета. Специфический интерес представляют формы «обгона времени»: предугадывание событий (Мышкин обладает даром профетизма, он как бы «предчувствует сюжет»); «ложная память» (герои-конфиденты при первом свидании «узнают» друг друга — Настасья Филипповна и Мышкин: 8; 89—90), эсхатологические видения (сон Раскольникова о «трихинах»). Наследие Достоевского воспитало в читателе новой эпохи принципиально новую культуру времени, открыло ему сложность временных структур и многообразие субъективного опыта временного переживания.

Исупов К.Г.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.



Скачать
Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все