Польза — критерий нормативной эстетики, определяющий общественное и морально-воспитательное значение явлений искусства.
В 1850—60-е гг. актуализировалась проблема идеологизации литературы, ее социального функционирования. Свои взгляды на вопрос общественной полезности искусства Достоевский изложил и обосновал в статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» (1861). Позиция Достоевского, синтезируя утилитаристскую (см.: критика утилитарная) идею полезности и идею художественности, как ее интерпретируют теоретики «чистого искусства» (см.: чистое искусство), оказалась как бы над этими позициями. Основные положения концепции Достоевского таковы. В искусстве реализуется специфическая потребность человека в художественно-эстетической деятельности, — следовательно, художественные цели не могут быть подменены иными, вне него лежащими. И в этом смысле оно свободно. Искусство тем полнее выполняет свою полезную функцию, чем оно художественно совершеннее. Ибо польза в искусстве предполагает эффект духовного, но не утилитарно-прикладного значения — поэтому она не может быть вычислена: «...пути полезного нам не совсем известны» (18; 95). Художник творит искусство в соответствии с эстетическим идеалом своего времени: настоящее искусство поэтому «не может быть неверно современной действительности. Иначе оно не настоящее искусство» (18; 101). Благодаря этому же идеалу красоты и гармонии, художественно совершенно воплощенному в произведении, оно может быть востребовано в любое другое историческое время, как, например, «Илиада» или Аполлон Бельведерский.
Житкова Л.Н.
Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.