Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Подполье

Подполье — разномасштабное явление духовной жизни, открытой и художественно выраженной Достоевским. В первую очередь, подполье — это конкретный комплекс идей и переживаний, свойственный герою повести «Записки из подполья». Очертить его содержательную сторону в определении можно лишь с неизбежными упрощениями. Сам автор не дает исчерпывающих определений в повести, первая часть которой озаглавлена «Подполье» и вся целиком является по сути развернутой художественной и идейно-психологической характеристикой этого явления. В комплекс подполья входит «...не только постоянная готовность "расплеваться со всеми", забиться в свой идейный "угол", но и вечная зависимость от взглядов, суждений, реакции другого... Это последовательная смена страданий от зависти, от неудачных попыток обратить на себя внимание, от сознания своего морального падения, от бесплодных раскаяний и угрызений совести» (Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 107—108). Таким образом, в подполье угадывается своеобразная позиция героя, его самоизоляция от окружающей «враждебной» среды. В повести-исповеди об этом сказано: «...лучше ничего не делать! Лучше сознательная инерция! Итак, да здравствует подполье! Я хоть и сказал, что завидую нормальному человеку до последней желчи, но на таких условиях, в каких я вижу его, не хочу им быть... Нет, нет, подполье во всяком случае выгоднее!» (5; 121). В то же время подполье оборачивается невольной духовной ситуацией, в которую герой загнал себя и не может найти из нее выхода: «...Сам знаю, как дважды два, что вовсе не подполье лучше, а что-то другое <...> которого я жажду, но которого никак не найду! К черту подполье!» (5; 121). Социально-идеологическая значимость открытого духовного феномена была очевидна и послужила Достоевскому основой для широких типологических обобщений. Подполье обрело художественную конструктивность. В романах идет его разработка, и оно из неповторимо индивидуального комплекса обращается в почти неизбежный духовный опыт трагических героев-идеологов. В 1875 г. Достоевский уже с гордостью отмечает: «Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! <...> Еще шаг отсюда, и вот крайний разврат, преступление (убийство)» (16; 329).


Р.Г. Назиров с полным правом ставит в один почти синонимичный ряд такие образные понятия из разных романов Достоевского как «угол», «нора», «скорлупа». Сюда можно добавить и «переулок» из «Братьев Карамазовых» в сне-прозрении Алеши; «Ракитин ушел в переулок. Пока Ракитин будет думать о своих обидах, он будет всегда уходить в переулок... А дорога... дорога-то большая, прямая, светлая, хрустальная, и солнце в конце ее...» (14; 326). Есть основания видеть в подполье, помимо всего прочего, и особый «пласт» трагически расслоившейся жизни: «Под внешней корою действительности все бродит, клокочет, перекипает страданием, оттуда снизу все видится другим — перенапряженным, бурлящим противоречиями и до крайности интенсивным» (Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. Л., 1978. С. 261). В таких предельно широких координатах комплекс подпольного парадоксалиста может конкретизироваться в новой, общественно-исторической окраске и вести к выводу о том, что «чутье Достоевского на буржуазность, скрытую в глубинах и тайниках души, не имеет себе равного в литературе» (Там же. С. 262). С эстетической точки зрения открывается не менее широкая характерность подполья. Оно, как показал Р.Г. Назиров, оборачивается у Достоевского вырождением романтизма: «Подпольный человек — это перевернутый тип романтика-мечтателя, цинически оплевывающего свои собственные романтические идеалы. Поэтому он сам в конце своей исповеди называет себя "антигероем"» (Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. Саратов, 1982. С. 64). Тогда подполье вполне укладывается в представление о «двоемирии» как ведущем принципе романтического мироощущения: подпольный герой если не возносится над реальностью в мир мечты (как романтик), то все-таки бежит от нее в глубину своих сокровенных к ней претензий как в особый иллюзорный мир.

Беспрецедентно высокое значение увидел в открытии Достоевским-художником подполья как нового видения и бескомпромиссного отношения к миру Лев Шестов. Все последовавшее за повестью творчество писателя философ характеризует как лишь новую форму примечания к «Запискам из подполья» (Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993. С. 174). Позднее исследователи уходили от крайностей шестовской интерпретации подполья, но обычно продолжали видеть в этом духовном феномене непосредственное выражение авторской позиции. Обзор подобных мнений дал А.П. Скафтымов и предложил свое, подчеркнуто объективное, видение смысла и значения «Записок» для мировоззренческих и художественных исканий Достоевского. Современные подходы к истолкованию повести и центрального для нее понятия «подполье» представлены в работах В. Днепрова, В. Свительского, Р. Назирова, В. Захарова.

Власкин А.П.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Скачать
Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все