Конфликт — любая эстетически действенная противоположность или противоречие как принцип взаимоотношений между персонажами и другими элементами художественного мира. Наиболее наглядно выражен конфликт в драме, где он прямо движет действием. Однако с развитием искусства как формы познания противоречивой действительности обнаруживается драматизм самого жизненного материала, что получало свое многообразное воплощение в различных видах, родах и жанрах. Конфликтность как предмет и принцип изображения, как показатель содержания и формы обрела свое «законное место» в музыке и живописи, в лирике и эпосе, в поэме и романе. В литературе, «как бы ни проявлялся конфликт: в событийной коллизии или в смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или концептуально значимом противопоставлении самих образов, <...> составляет, как правило, ядро художественной проблематики, а способ и направленность его разрешения — ядро идеи художественной» (Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 165).
По мнению наблюдательного исследователя, «Достоевский едва ли не величайший драматург после Шекспира». Он «...через широту и многообразие романа дал почувствовать конфликтность... всех элементов жизни и всего ее целого... Нужно довести изображаемое явление до высокой степени интенсивности — и из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал или сил» (Днепров В.Д.). Конфликт признан «универсальной формой» мировосприятия писателя (Родина Т.М.). Исключительное значение конфликта в произведениях Достоевского может порождать соблазн увидеть в нем не только художественную специфику, но и содержательную доминанту творчества писателя. Так, например, В.Я. Кирпотин утверждает: «Спецификумом романа-трагедии Достоевского является именно конфликт Лица с миром, волюнтаристическая битва исключительной личности со слепым, "несправедливым", закономерным ходом дел в сущей действительности. Все остальные жанрово-трагедийные признаки... носят производный характер» (Кирпотин В.Я. Достоевский — художник. М., 1972. С. 190—191). Как бы широко ни понимать «лицо» и «мир», под их содержание едва ли может быть подведено все многообразие возможных конфликтных отношений в мире Достоевского. Они могли носить в замыслах писателя и безличный характер, конденсируя энергию будущего сюжета. Трудно преувеличить значение конфликта между различными выражениями одного и того же объекта внимания — например, идеей героя как замыслом и идеей как действием, когда ее реализация оборачивается саморазоблачением.
Власкин А.П.
Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.