Идея — воплощенная в произведении искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Художественная идея передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его уровней и элементов. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода на язык научных понятий, критических суждений.
Идею можно назвать главной героиней Достоевского-мыслителя и художника. Она несет повышенную нагрузку в художественном мире писателя. Достоевский — создатель нового типа героя, героя-идеолога. Первая попытка создания подобного героя была сделана им в «Хозяйке» — это Ордынов, в душе которого начал воплощаться «образ идеи». Осуществление образа героя-идеолога произошло в «Записках из подполья». Классическими типами героев подобного рода можно считать Раскольникова, Терентьева, Ставрогина, Кириллова, Шатова, Аркадия Долгорукого, Ивана Карамазова. Всем ведущим героям «надобно мысль разрешить». Уже в письмах молодого Достоевского звучит требование от искусства не только чувства, но и мысли, «гениальной идеи». Достоевский вслед за Белинским различает философскую (отвлеченную) и художественную идеи. Полемизируя в статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» с утилитаристами, утверждавшими, что главное — идея, цель, для которой произведение написано, а художественность — дело второстепенное, он настаивает на необходимости художественного воплощения идеи. Достоевский-публицист не раз писал о колоссальной силе идей в жизни современного человека. Он различает идеи 1) по характеру их восприятия, степени осознанности человеком: идеи, осознанные им, сокрытые («Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей много как бы слитых с душой человека. Есть они и в целом народе, есть и в человечестве, взятом как целое». — 21; 17) и идеи сформулированные; 2) по объему и характеру их содержания: «личная идея», «авторская идея», «православная идея», «народная идея», «национальная идея», «мистическая идея», «общечеловеческая идея». Повышенную идеологичность героев Достоевского заметил уже его современник Н.Н. Страхов. Он отметил идентичность идеи автора и его героев. Д.В. Аверкиев писал о предварительной нелегкой работе Достоевского, добывающего идеи тяжелым трудом. Демократичная критика (особенно народническая) упрекала писателя в фантастичности идей его героев (Д.И. Писарев, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский). Углубленный анализ идей героев Достоевского и идей их создателя был предпринят символистской и религиозно-философской критикой конца XIX — начала XX вв. (Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, А.Л. Волынский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Лев Шестов, К.Н. Леонтьев, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин и др.). При всей несомненной ценности сделанных этой критикой наблюдений, в ней был методологический просчет: идеи Достоевского отождествлялись с идеями его героев. Крупный шаг вперед был сделан в 1920-е гг. Б.М. Энгельгардт писал о романе Достоевского как о романе идей. М.М. Бахтин уточнил: не роман идей, а роман о герое-идеологе: «Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него». В 30—50-е гг. XX в. в советском литературоведении, как правило, предпринимались попытки сделать «идеологические выжимки» из романов Достоевского (В.В. Ермилов, В.Я. Кирпотин). Интерес к проблеме возрос в 60—70-е гг. после второй публикации книги М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1963). Фундаментальной монографией Бахтина проблема почти исчерпана. Продолжатели Бахтина абсолютизируют мысль о том, что ведущий герой Достоевского — герой-идеолог и что «владычествующая идея» наличествует в замысле каждого романа Достоевского.
Ермилова Г.Г.
Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.