Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Идея

Идея — воплощенная в произведении искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека. Художественная идея передается всей целостностью произведения искусства, единством всех его уровней и элементов. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода на язык научных понятий, критических суждений.

Идею можно назвать главной героиней Достоевского-мыслителя и художника. Она несет повышенную нагрузку в художественном мире писателя. Достоевский — создатель нового типа героя, героя-идеолога. Первая попытка создания подобного героя была сделана им в «Хозяйке» — это Ордынов, в душе которого начал воплощаться «образ идеи». Осуществление образа героя-идеолога произошло в «Записках из подполья». Классическими типами героев подобного рода можно считать Раскольникова, Терентьева, Ставрогина, Кириллова, Шатова, Аркадия Долгорукого, Ивана Карамазова. Всем ведущим героям «надобно мысль разрешить». Уже в письмах молодого Достоевского звучит требование от искусства не только чувства, но и мысли, «гениальной идеи». Достоевский вслед за Белинским различает философскую (отвлеченную) и художественную идеи. Полемизируя в статье «Г-н –бов и вопрос об искусстве» с утилитаристами, утверждавшими, что главное — идея, цель, для которой произведение написано, а художественность — дело второстепенное, он настаивает на необходимости художественного воплощения идеи. Достоевский-публицист не раз писал о колоссальной силе идей в жизни современного человека. Он различает идеи 1) по характеру их восприятия, степени осознанности человеком: идеи, осознанные им, сокрытые («Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей много как бы слитых с душой человека. Есть они и в целом народе, есть и в человечестве, взятом как целое». — 21; 17) и идеи сформулированные; 2) по объему и характеру их содержания: «личная идея», «авторская идея», «православная идея», «народная идея», «национальная идея», «мистическая идея», «общечеловеческая идея». Повышенную идеологичность героев Достоевского заметил уже его современник Н.Н. Страхов. Он отметил идентичность идеи автора и его героев. Д.В. Аверкиев писал о предварительной нелегкой работе Достоевского, добывающего идеи тяжелым трудом. Демократичная критика (особенно народническая) упрекала писателя в фантастичности идей его героев (Д.И. Писарев, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский). Углубленный анализ идей героев Достоевского и идей их создателя был предпринят символистской и религиозно-философской критикой конца XIX — начала XX вв. (Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, А.Л. Волынский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Лев Шестов, К.Н. Леонтьев, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин и др.). При всей несомненной ценности сделанных этой критикой наблюдений, в ней был методологический просчет: идеи Достоевского отождествлялись с идеями его героев. Крупный шаг вперед был сделан в 1920-е гг. Б.М. Энгельгардт писал о романе Достоевского как о романе идей. М.М. Бахтин уточнил: не роман идей, а роман о герое-идеологе: «Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него». В 30—50-е гг. XX в. в советском литературоведении, как правило, предпринимались попытки сделать «идеологические выжимки» из романов Достоевского (В.В. Ермилов, В.Я. Кирпотин). Интерес к проблеме возрос в 60—70-е гг. после второй публикации книги М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1963). Фундаментальной монографией Бахтина проблема почти исчерпана. Продолжатели Бахтина абсолютизируют мысль о том, что ведущий герой Достоевского — герой-идеолог и что «владычествующая идея» наличествует в замысле каждого романа Достоевского.

Ермилова Г.Г.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все