Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Чудесное

Чудесное — наряду с «трогательным», «прелестным» является эстетическим понятием. В нем выражаются неосознанные, не объяснимые известными законами природы и общества и потому таинственные и загадочные, удивляющие и восхищающие человека явления действительности или явления, отражающие его художественный мир. Восприятие чудесного доставляет эстетическое удовольствие и одновременно вызывает недоумение, восторг. Понятие чудесного применимо ко всем периодам развития искусства слова, правда, в каждом из них оно наполняется собственным содержанием. В литературе средневековья чудесное является следствием вмешательства потусторонних сил. Во второй половине XVII в. во Франции в ходе «Спора о древнем и новом» возник вопрос о границах использования мифологических вымыслов, так называемого чудесного. Теоретики XVIII в. признавали непригодность языческих мифов («чудесного») для новой литературы. Такого мнения придерживался Мармонтель в «Основах литературы» (1787, статья «Чудесное»), Жермена де Сталь («Опыт о вымысле», 1795). Ж. де Сталь допускала присутствие чудесного лишь в комических произведениях. В духе раннего предромантизма, она предлагала искать чудесное не в сверхъестественном, не в нелепых вымыслах, а в человеке, его страстях. Понятие чудесного реабилитировано в эстетике и практике романтизма. Без него невозможен критический анализ многих произведений Э.Т. Гофмана, В. Жуковского, В. Одоевского, Н. Гоголя, Достоевского и других. В научный обиход понятие чудесного ввел и дал ему первоначальную разработку Дидро.

Важность категории чудесного в системе воззрений Достоевского определяется антипросветительским, антипозитивистским характером его мировоззрения. «Соблазнительно ясные» ответы, даваемые позитивистами на сложнейшие вопросы бытия, не могли удовлетворить Достоевского, признавшего и принявшего «чудо» явления Христа. «Концы» и «начала» жизни были и оставались для него непостижимыми, чудесными: «...никогда нам не исчерпать всего явления, не добраться до конца и начала его. Нам знакомо одно лишь насущное видимо-текущее, да и то понаглядке, а концы и начала — это все еще пока для человека фантастическое» (23; 145).

Понятие чудесного употребляется в двух смыслах: 1) сверхъестественное, мистическое; мистичен облик Христа, «его чудесная и чудотворная красота» (21; 10). Подобное понимание чудесного актуализирует в творчестве писателя средневековую традицию; 2) скрывающееся под обыденностью: «...что бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью. Что бы вы ни изобразили — все выйдет слабее, чем в действительности» (23; 144); «...истинные происшествия, описанные со всей исключительностию их случайности, почти всегда носят на себе характер фантастический, почти невероятный» (21; 82).

Благодаря «особенному взгляду на действительность в искусстве», Достоевский расширяет границы реализма, отдавая предпочтение тому, «что большинство называет почти фантастическим и исключительным» (291; 19). Достоевский не был теоретиком искусства, не оставил разработанной систематической. эстетики. Однако к осмыслению важнейших эстетических категорий и понятий он обращается часто. Среди них — понятие чудесного.

Особенно активно он рассуждает о нем в 1860—70 гг. Генетически это понятие восходит у Достоевского к христианской ментальности, к эстетике романтизма.

Понятие чудесного в системе эстетических взглядов Достоевского не разработано. В наиболее обстоятельных исследованиях, посвященных эстетике писателя, оно даже не упоминается. Понятие это почти не осмыслено в современной эстетике в целом. Важность его для Достоевского-теоретика и писателя несомненна.

Ермилова Г.Г.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.
Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.
Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.
Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.
Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все