Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Главная / Универсум Достоевского / Свобода художественного творчества
Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества — один из основных постулатов эстетической теории Достоевского, представленный в статьях 60-х гг. и «Дневнике писателя» 1873—1876 гг.

Тезис о свободе художественного творчества возникает у Достоевского из естественного для художника отталкивания от лозунга «утилитаристов» о «непосредственной пользе» искусства, но в равной мере — и от призывов сторонников «чистого искусства» к абсолютной, «надзвездной» свободе творчества.

Свобода есть норма и необходимое условие развития искусства как совершенно самостоятельного и автономного образования, наиболее полно воплощающего духовные идеалы человечества. Сама человеческая жизнь состоит в бесконечном искании «высшего момента», следовательно, искусство способно приносить вечную и истинную, а не одномоментную пользу. Отсюда «первое дело» критики и общества в целом — «...не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов, не сбивать его с толку, потому что у него и без того полно подводных камней, много соблазнов и уклонений, неразлучных с исторической жизнию человека. Чем свободнее будет оно развиваться, тем нормальнее разовьется, тем скорее найдет настоящий и полезный свой путь. <...> Нельзя предписывать искусству целей и симпатий. <...> Оно всегда было верно действительности и всегда шло наряду с развитием и прогрессом в человеке» (18; 102 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). В свою очередь, «...первый закон в искусстве — свобода вдохновения и творчества» (18; 77).

Художник, по Достоевскому, имеет полное право на свой особый взгляд на жизнь; мало того, выразить в произведении, донести до публики этот свой взгляд — его прямая задача и нравственная обязанность. Мысль о насущной необходимости для творца уметь и сметь быть свободным выражается в «Дневнике писателя» (1873 г.) парадоксально: «Я ужасно боюсь "направления", если оно овладевает молодым художником, особенно при начале поприща; и как вы думаете, чего именно тут боюсь: а вот именно того, что цель-то направления не достигнется» (21; 72). Ибо «всякое художественное произведение без предвзятого направления, исполненное единственно из художнической потребности, и даже на сюжет совсем посторонний <...> окажется гораздо полезнее для его же целей...» (21; 72 — курсив Достоевского. — Прим. ред.). Пути достижения великих целей, разрабатываемые в искусстве, несравненно богаче тех, что придумывают «теоретики». А потому «Угадывать и... ошибаться» (13; 455) — таковы и право, и судьба писателя, одержимого, как сам Достоевский, «тоской по текущему», своею волею идущего к высокому идеалу, без которого не могло бы быть и свободы художественного творчества.

Созина Е.К.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.



Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.

Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.

Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.

Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.

Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все