Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Пространство

Пространство — 1) онтологическая категория и предмет философской рефлексии; 2) эстетический параметр художественной картины мира. Специальное внимание к термину в первом значении Достоевский проявил в связи с размышлениями о природе неэвклидова мира: «Реальный (созданный) мир конечен, невещественный же мир бесконечен. Если б сошлись параллельные линии, кончился бы закон мира сего. Но в бесконечности они сходятся, и бесконечность есть несомненно. Ибо если б не было бесконечности, не было бы и конечности, немыслима бы она была. А если есть бесконечность, то есть Бог и мир другой, на иных законах, чем реальный (созданный) мир» (27; 43). Задачей Достоевского-мыслителя стало внутреннее освоение пространства и превращение его в рельеф духовного мира. Реальное пространство при этом не исчезает, а нагружается символической значимостью. С одной стороны, актуальными остаются топографические реалии, но, начиная с пространственных антитез высокой степени абстракции (Запад — Россия, цивилизация — культура, «среда» — «почва») и заканчивая конкретными местами действия (площадь, лестница, порог, середина, угол), пространство романного мира уточняет свой словарь символов во все более и более индивидуализируемых акцентах, так что смысловые рамки символа истончаются, знаменуя переход к чисто мыслительным структурам. Если у Гоголя образ реальной дороги, превращаясь в символ «русского пути» («Русь-тройка»), еще сохраняет автономность обеих трактовок движения, то у Достоевского топосы «одиночества», «встречи», «диалога» и судьбоносного «поступка» изначально и без всяких переходов поданы как сущностные доминанты мирового бытия и как знаки личной судьбы. Пространство включено в горизонт внутреннего видения на правах осознанного принципа бытия. Самосознание героя формирует символическое пространство и некоторым образом «порождает» его; отсюда отношение к физическому пространству как к призраку (ср. образы Петербурга как «фантастического» и «умышленного» города) и как к сырому жизненному материалу, предлежащему формовке и «художнической» самоорганизации: герои крупных романов Достоевского создают свои особенные пространственные ниши («угол» Макара Девушкина, «комната-гроб» Раскольникова; ср. образы «дома», «кельи», «трактира» и «пустыни» в «Братьях Карамазовых»), на границах которых они контактируют с нишами других. Геометрия мира Достоевского — это область границ, соприкосновений, обособлений и пересечений, в ответственных точках которых происходит общение и спор по поводу последних вопросов. Бытовое пространство измерено скоростью его преодоления, но не только в физическом смысле, но и, так сказать, в голосовом: дистанция снята, если герой услышан. У Достоевского есть не увиденное, а услышанное и озвученное пространство; роль ориентиров в нем выполняют не физические линии, ограничения и перекрестки, а зов, оглядка и спор. Поэтому самые насыщенные пространства Достоевского — это пространство внутренней речи, самовопрошания и расщепление самосознания. В артистическом и многоликом сознании героя развертывается внутренний театр «я»-ролей; он и становится основным пространством подлинного обитания личности. «Ландшафт» сознания героя открыт другому и другим, что спасает «я» от плена плоского и эгоистически замкнутого пребывания. Художнической и мировоззренческой новацией Достоевского было открытие и утверждение позиции диалогического доверия другому. Через другого свершается акция духовного самораскрытия и религиозного катарсиса, чтобы могло состояться не только дольнее содружество людей, но и горний богочеловеческий диалог в метапространствах единомножественного Собора разных «я» и Творца. Достоевский создал эстетическую топологию незавершенного в истории и незавершимого в бытии существования. В этом смысле в категории пространства сущность и существование совпадают, потому что реальность сознания энергично и даже агрессивно присваивает себе все приоритеты по скульптурированию сознаваемой реальности.

Исупов К.Г.



Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.



Скачать
Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.

Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.

Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.

Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.

Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все