Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Конфликт

Конфликт — любая эстетически действенная противоположность или противоречие как принцип взаимоотношений между персонажами и другими элементами художественного мира. Наиболее наглядно выражен конфликт в драме, где он прямо движет действием. Однако с развитием искусства как формы познания противоречивой действительности обнаруживается драматизм самого жизненного материала, что получало свое многообразное воплощение в различных видах, родах и жанрах. Конфликтность как предмет и принцип изображения, как показатель содержания и формы обрела свое «законное место» в музыке и живописи, в лирике и эпосе, в поэме и романе. В литературе, «как бы ни проявлялся конфликт: в событийной коллизии или в смысловой оппозиции, в образах реальных противоречий или концептуально значимом противопоставлении самих образов, <...> составляет, как правило, ядро художественной проблематики, а способ и направленность его разрешения — ядро идеи художественной» (Эпштейн М.Н. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 165).


По мнению наблюдательного исследователя, «Достоевский едва ли не величайший драматург после Шекспира». Он «...через широту и многообразие романа дал почувствовать конфликтность... всех элементов жизни и всего ее целого... Нужно довести изображаемое явление до высокой степени интенсивности — и из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал или сил» (Днепров В.Д.). Конфликт признан «универсальной формой» мировосприятия писателя (Родина Т.М.). Исключительное значение конфликта в произведениях Достоевского может порождать соблазн увидеть в нем не только художественную специфику, но и содержательную доминанту творчества писателя. Так, например, В.Я. Кирпотин утверждает: «Спецификумом романа-трагедии Достоевского является именно конфликт Лица с миром, волюнтаристическая битва исключительной личности со слепым, "несправедливым", закономерным ходом дел в сущей действительности. Все остальные жанрово-трагедийные признаки... носят производный характер» (Кирпотин В.Я. Достоевский — художник. М., 1972. С. 190—191). Как бы широко ни понимать «лицо» и «мир», под их содержание едва ли может быть подведено все многообразие возможных конфликтных отношений в мире Достоевского. Они могли носить в замыслах писателя и безличный характер, конденсируя энергию будущего сюжета. Трудно преувеличить значение конфликта между различными выражениями одного и того же объекта внимания — например, идеей героя как замыслом и идеей как действием, когда ее реализация оборачивается саморазоблачением.

Власкин А.П.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.

Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.

Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.

Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.

Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.

Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все