Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Психологизм

Психологизм - углубленное изображе­ние душевных и духовных переживаний чел. в иск-ве. П. в той или иной степени, в той или иной форме всегда свойствен иск-ву, являюще­муся по своей природе человекознанием. Рас­цвет П. в рус. лит. приходится на XIX в., связан с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тур­генева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова и др.


В 1839 г. Д. поставил перед собой задачу: “учиться” “что значит человек и жизнь” (281 ;63), разгадать тайну человека. Этой задаче он останется верен до конца, ее осуществление и определило психологич. характер его творчест­ва. В те же годы возник его интерес к писате­лям, создавшим “очерк человека” (Гомер, У. Шекспир, Ф. Шиллер, В. Гюго, Ж. Санд, О. де Бальзак, А. Пушкин и др.). П. в произв. Д. был определен его представлениями о трех этапах в жизни человечества: 1) патриархальный, где чел. живет “массами”, “непосредственно”; 2) цивилизация, этап распадения масс на лично­сти, когда чел. тоскует, теряет источник “живой жизни”, не знает непосредств. ощущений и все осознает; 3) возврат чел. в массу при сохране­нии полного сознания. Эпоха Д. - “цивилиза­ция”, принесшая невиданное усложнение внутр. жизни чел. П. Д. имеет не только антропологии., но и историософский характер. Рассказывая о том или ином событии, Д. обращает преиму­ществ. внимание на “психологическую часть факта”. Роман “Преступление и наказание” был задуман как “психологический отчет одного преступления” (282; 136). Д. интересует не только психология характера героя, но и психо­логия читательского восприятия, к-рую он счи­тает необходимой учитывать (см. проблема читателя). Осознавая свои заслуги как писателя-психолога, Д. в то же время очень настороженно­ относился к подобному званию: “Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой” (27; 65). В этом суждении протест против состояния соврем, ему психоло­гии, против профанации изображения внутр. мира человека.


Впервые о П. Д. сказал В. Н. Майков. Он, сравнивая Гоголя и Д., отметил оригинальность последнего: Гоголь - поэт по преимуществу “социальный”, Д. — “психологический” (Май­ков В. Н. Нечто о русской литературе в 1846 году // Майков В. Н. Литературная критика. Л., 1985. С. 179-185). Однако мн. современники Д. сдержанно, порой скептически относились к его умению раскрыть внутр. мир чел. Их смущала необычность, как им казалось, невероятность, фантастичность этого мира (Н. Н. Страхов. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание // Страхов Н. Н. Литературная критика. М., 1984. С. 96-122). В кон. XIX - нач. XX вв. авторитет Д.-психолога непререкаем. Символистской, религиозно- филос. критикой создана обширная лит. на эту тему. В кон. XIX в. в связи с формированием и развитием психологич. школы в рус. академич. литературоведении определился новый взгляд на П. в творчестве Д. В психологии его героев начинают искать отпечаток личности их творца; идеи, поступки героев объясняют не только особенностями психич. склада писателя, но и фактами его биографии. Такой подход ощутим в ст. Н. К. Ми­хайловского “Жестокий талант”, он реализован в “Истории русской интеллигенции” Д. Н. Овсянико-Куликовского. В 10-20-егг. XX в. распро­странен фрейдистский взгляд на творчество Д., к-рое рассматривается как продукт переработки эмоцион. конфликтов, порождаемых детскими сексуальными переживаниями. Анализируются подсознательные комплексы в характере худож­ника, являющиеся, по мнению 3. Фрейда, ос­новными мотивами его творчества (Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство. 1928). В совет­ском литературоведении эта тема становится сквозной, очевидной, к ней обращаются иссле­дователи разных поколений. В отдельные пе­риоды акцентируется внимание на разных мо­ментах П. писателя. В 30-50-е гг. преимуществ, интерес вызывает социальная мотивирован­ность внутр. мира героев Д. 60-80-е гг. - период углубленного изучения содержания и форм пси­хологич. прозы Д. А. Б. Есин выразил общее представление о том, что впервые в рус. лит. П. “стал всеобъемлющей стихией повествования” именно в творчестве Д. (Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 151). П. П. Громов, Л. Я. Гинзбург, выделив П. “ана­литический” и “синтетический”, отнесли к по­следнему типу П. Д. В. Д. Днепров, исследовав худож. антропологию Д. с т. з. сочетания в ней сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, идеологического и со­циального - с одной стороны, таинственно­невыразимого - с другой, выделил несколько форм худож. П. писателя: 1) П. рассказчика, указывающий и умозаключающий; 2) изобра­жение душевного процесса в его непосредств. реальности с помощью внутр. монолога, потока сознания; 3) психологич. анализ, осуществляе­мый героями. Две последние формы, по мнению В. Д. Днепрова, отвечают драматич. структуре романа Д. Р. Г. Назиров пишет об ослаблении психологич. детерминизма у Д., о расширении поля детерминации (вся история чел. культуры участвует в сотворении личности), о мифологи­зации личности героя-идеолога, корни психики к-рого скрыты в мифо- идеологич. сюжете. Он же отмечает связь П. Д. с традициями романтич. психологизма.

Г. Г. Ермилова

    

Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.









 



 

Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.

Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.

Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.

Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.

Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все