Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-011-90002
Достоевский: pro et contra
Систематизация источников и анализ ключевых подходов
к осмыслению Достоевского в отечественной культуре.
Исповедь

Исповедь — одно из значений этого слова, указанное в толковых словарях, — искреннее признание в чем-либо, откровенное выражение своих чувств, мыслей, намерений. Недаром пушкинский Онегин предваряет чистосердечное объяснение с Татьяной словами: «Примите исповедь мою: / Себя на суд вам отдаю». Исповедь нередко содержит покаяние и рассчитывает на прощение или хотя бы понимание. Часто в ней присутствует самоанализ, динамика внутренней жизни человека, которая может сопровождаться спором с самим собой или своими оппонентами.


В литературе исповедь обычно бывают нескольких родов, в частности публицистические, автобиографического плана, как, например, «Исповедь» Льва Толстого, и художественные, относящиеся либо к жанровым разновидностям, либо композиционно-речевым приемам. Так, Достоевский сообщает в письме к брату от 9 октября 1859 г. о своем решении приступить к работе над романом «Исповедь», а в третьей книге «Братьев Карамазовых» называет несколько глав «Исповедью горячего сердца»; здесь исповедь является компонентом композиционной структуры романа, позволяющим заглянуть в тайну души человека. Вынося слово «исповедь» в название произведения или отдельных его глав, автор тем самым подчеркивает доверительность, откровенность предлагаемого содержания.


В силу своего предназначения исповедь особенно распространена в психологической прозе, в личностном, субъективно-экспрессивном повествовании, в таких его формах, как записки, воспоминания, дневники, письма. Однако не всегда субъективированная проза обладает жанровыми признаками исповеди. Их нет, например, в тех повестях Достоевского, которые написаны либо от имени повествователя, рассказывающего не столько о себе, сколько о других, известных ему людях («Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного»), либо от лица автора-повествователя, нередко хроникера, эпизодически появляющегося в сюжетной ткани текста и тоже сообщающего преимущественно о событиях внешнего мира («Дядюшкин сон. Из мордасовских летописей»). И, напротив, повестью-исповедью являются в частности «Записки из подполья», где герой-повествователь говорит о себе, о своих чувствах, мыслях, поступках. Хотя большинство романов Достоевского 60—70-х гг. написано от первого лица, тем не менее исповедь в них присутствует как эпизодическая композиционно-речевой прием. В «Дневнике писателя» исповедальное начало соседствует с фельетонностью, журнальностью, беллетризованностью. Достоевский понимал, что использование Ich-Erzählung (формы повествования от первого лица) исповедального типа имеет свои границы. Неслучайно он испытывал при создании «Преступления и наказания» колебания относительно выбора способа повествования и в конечном итоге отказался от первоначальной исповеди («Это исповедь. Ничего не утаю» — 7; 96), заменив «я» на «он» по следующим причинам. Во-первых, некорректно, даже цинично могла прозвучать исповедь убийцы («Исповедью в иных пунктах будет не целомудренно...» — 7; 149). Во-вторых, повествование от лица героя могло повредить либо психологической правде при наличии избыточной информации о преступном акте, либо полноте содержания при отсутствии в нем мельчайших подробностей совершения убийства. В-третьих, исповедь, по мнению писателя, требует не деклараций, не контурного, а ясного, конкретного изображения обновления, перерождения человека, чего не было в эпилоге романа.

 

Приверженность Достоевского к исповедальным формам повествования обусловлена не только спецификой его таланта, но и характером эпохи, особенно начала его литературной деятельности, когда в связи с трудным ростом «чувства личности» наступает, по словам писателя, «какая-то всеобщая исповедь. Люди рассказываются, выписываются, анализируют самих же себя перед светом, часто с болью и муками» (18; 27).

Проскурина Ю.М.


Прим.: Все цитаты из произведений достоевского и ссылки на его тесты даны по изданию: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. При ссылке на письма Достоевского, кроме номера тома, отмечен еще номер книги, например, 281; 63 означает: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 28. Кн. 1. С. 63.



Свобода художественного творчества

Свобода художественного творчества

Созина Е. К.

Публикация
Правда

Правда

Захаров В. Н. Щенников Г. К. Чирсков Ф. Б.

Публикация
Автобиографизм

Автобиографизм

Загидуллина М. В. Назиров Р. Г. Беловолов Г. В.

Публикация
Юродство

Юродство

Исупов К. Г. Алексеев А. А. Иванов В. В. Есаулов И. А.

Публикация
Новости 1 - 4 из 26
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все